Поделю фильм на четыре четверти.
Первая четверть такая вся из себя вводная, персонажи много говорят-говорят-говорят-говорят, проговаривают много всего о прошлых двух частях... Зачем? Ведь все и так всё помнят, ведь можно прошлое показывать намёками в настоящем (как это делали в Бетмене: Начало, в Людях-Х 2, ). Все помнят серию, никто в здравом уме не пойдёт на третью часть трилогии (а такова рекламная кампания, "Завершение легендарной трилогии") не посмотрев первые две части. Зачем тратить время на повтор начала? Те же флешбеки с Гулем отлично накидывают мостик. Ну да ладно, я отвлёкся.
После повторов прошлого и затянутой экспозиции пошли кошки-мышки со зрителем. Значит, главный злодей - Бэйн. Он очень крут. Нам его очень долго показывают. Мы его боимся и уважаем. Вот Кошка. Вот гадкий продажный член совета Уэйн Интерпраз, который хочет в президенты компании, который ничего почти для сюжета не сделает, но с нами ведь играют в кошки-мышки, а потому мы должны верить, что ему отдана важная роль в действии. Ясно, что он пешка Бэйна. Бэйн крутой, мы его боимся и показываем. Но гадкому типу мы тоже отдадим немного экранного времени. И так продолжается ооооочень долго, до самого переворота. Честно, мне было скучно. Эта часть фильма не атмосферна (как в ТДК), не наполнена визионерскими конфетами (как Бегинс, где было очень много от старых Бэтменов, была этакая нео-готика урбанистическая), в этой части нет ничего, кроме возвращения Бэтмена к делам и показа нам Бэйна.
И тут фильм, подобно Бэйну под стадионом, сам закладывает под себя бомбу. Мы начинаем ждать от Тома Бэйна нечто потрясающее, нечто неординарное, в какой-то момент я даже начал думать, что ДА, этот парень офигенно КРУТ и умело нагибает этот город. Да Джокер сосунок по сравнению с этим парнем! А в последние минуты приходит такой Шьямалан М. Найт и говорит: "WHAT A TWIST! Чувак, которого вы так боялись - полный обсосок и гора мускулов без мозгов, самое настоящее зло вот оно - у Бэтса в кровати".
И зло такое (без видимых следов повреждения на теле): "Меня уже не остановить!1111!1111 Дело отца!!11111 ЫГХР..." *умирает*
И ты чувствуешь, что тебя обокрали. ГДЕ КОЛОРИТНЫЕ ЗЛОДЕИ!?!?!? ГДЕ КОНФЛИКТ!?!?!? ГДЕ СТОЛКНОВЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЙ (как в ТДК) или ГДЕ АНАЛИЗ ГРАНЕЙ БЕЗУМИЯ (пара Крэйн\Уэйн из Бетмена Начало всегда казалась мне прекрасно сбалансированной и противопоставленной). Где железная уверенность и харизма Ра'с-а? Да, понятно дело, что он её воспитал очень крутой, целеустремлённой, идейной; но только почему её так мало раскрыли и подали в виде рояля в кустах? И зачем её уничтожать Готэм, который благодаря акту Дента и Бетмену теперь город порядка и туристический рай, но никак не клоака. Просто потому что "папа хотел"? Какая-то мотивация для семилетки, не находите?
И ты чувствуешь, что в фильме нет никаких идей, кроме очень старых, спорных и сугубо коммерческих (о них в конце). Пройдёмся по ним, чтобы понять, о чём я:
1) Верь в свои силы - и ты обязательно справишься! У тебя сломана спина, потеряна форма, против тебя мастер рукопашного боя, который на 50-60 кг тяжелее тебя. Верь в свои силы! И у тебя получится! Ты надерёшь ему зад. Верь в свои силы, забудь об обходных путях - и прыгай в самую бездну! У тебя получится.
Ну или расшибёшься нахер и твоя родина сгорит в огне.
2) Не верь женщинам, они все лживые вороватые суки и психопатки. о___О Окэй, я это и так знаю, но спасибо, что посеяли зерно паранойи ещё в десятках тысяч умов... Но пасаран, мужики! Враг не пройдёт! Бей жён, дочерей и матерей, пока она не закуклились в уничтожительниц городов.
3) Людям абсолютно пофигу, что с ними делают. Им сказали, что в чьём-то эфемерном анусе есть детонатор - и они будут сидеть в зоне боевых действий не предпринимая вообще никаких действий.
4) Не верь правительству. Потому что оно даст городу целых 5 месяцев находиться под осадой террористов, сменит военных на мосту на полицейских, не будет проводить разведывательные операции и разворачивать планы по уничтожению террористов, не будет готовить карантинные карданы от потенциального радиационного заражения, и уж точно не будет вести переговоры с целью хотя бы эвакуировать детей. Короче, правительство просто будет полгода наблюдать, как город умирает. Хорошая предвыборная программа, мистер Президент. Но я всё же проголосую за вашего коллегу из АвП:Р, там военные как-то лучше сработали, хотя никогда бы не подумал, что говоря от Бэтмене Нолана придётся вспомнить этот шлак от братьев Страусов.
Смекаете? Где в первом и втором фильмах фон был логической декорацией для действий Бетмена, там в третьем он просто подогнан под странный конфликт. Он спорен и странен, а идейное наполнение фильма откровенно тухлое. Фильм играет с нами, хочет, чтобы мы видели его иным, крутым, интересным, закрученным, но каждый новый разворот спирали оказывается СЛАБЕЕ наших ожиданий от этого же самого сюжета. Выходит, что наше воображение справляется лучше, чем мастер, призванный нас развлечь и чему-то, чем чёрт не шутит, научить, в чём-то утвердить, настроить на хорошее, на сохранение вида и формации. И выходит, что вместо интеллектуального комикс-триллера про терроризм мы получаем пустенький боевик. Красивый, стильный, но полный того, что разум отказывается принимать: ни за символы, ни за реальность. А согласитесь, ужасно, когда такое происходит в фильме, который начинался с идеи героя создать образ героя и вселить надежду в сердца людей.
И ещё две вещи считаю нужным сказать. Действительно интересной могла бы стать тема революции, анархии, которую так жаждал Джокер, тема разделения обычных ГРАЖДАН на тиранов и угнетаемых, тема создания Бэйном "народных дружин" с целью грабить и подавлять, расстреливать и творить произвол под предлогом самосуда. Тема эта есть, но вместо того, чтобы показать, как легко обычные люди творят ужасы, создатели фильма наполняют отряды Бэйна наёмниками и заключёнными. Выходит, что как бы жители города и хорошие все. То есть потенциально действительно проблемная и интересная тема слита. Жалко её, она же почти реализована, тем более так удачно подготовлена Джокером (он только в масштабах просчитался, кораблики - не то, надо с гетто играться

).
И последнее. Отвратительный смазливый Робин, который - я так и вижу - искусственно приклеен к сюжету откуда-то сбоку, как агонизирующая слитая из двух существ тварь из Нечто. Робин нужный фильму ровно для того, чтобы потом снять ещё фильм. Или Найтвинд. Или Вася Мститель. Пофигу, как его назовут. История не о нём, прямая преемственность дела Уэйна выглядит притянутой за уши, а сам актёр мне показался крайне унылым. Хотя у него такая роль, в которой он таков. Оба "хороши", короче.
И так весь фильм. Он вселяет надежды на крутотень и потом жестоко их ломает об колено; он заигрывает с социологией и психологией, а потом кладёт на это танковую пушку потолще; он хочет сделать нам красиво и целостно, а в итоге делает нелогично, мельтешаще и всё рассыпается на части.
При том, что все денные у фильма есть! Прекрасный актёрский состав, гигантский бюджет и декорации, действительно удачные визуальные образы и сильные фигуры на доске. Но сама "партия" - какая-то совсем не гроссмейстерская, будто школьники играют в шахматном классе.